Блог завода Броня

Жидкотопливный котел - это правильный выбор?

Жидкотопливные котлы редко выбираются в качестве основного источника тепла для дачных или загородных домов. Это связано как с высокой стоимостью данного оборудования, так и с неудобствами использования дизельного топлива - особенно в морозы. Кроме того, специфический запах дизеля и продуктов его сгорания может нарушать комфорт идиллической жизни на природе.

На российском рынке представлено около двадцати известных производителей жидкотопливных котлов. Среди них такие компании, как De Dietrich (Франция), Kiturami (Южная Корея), Protherm (Словакия), Roca (Испания), Buderus, Vaillant, Viessmann, Wolf (Германия), Baxi, Biasi (Италия).

Преимущества котлов, работающих на жидком топливе


  • Высокая эффективность. Коэффициент полезного действия различных моделей колеблется в диапазоне 75-85%. Однако, использование жидкотопливных конденсационных котлов позволяет достичь КПД до 98% (при максимальной теплоте сгорания - теплотворной способности Hs). Этот показатель гарантирует эффективную работу.
  • Длительный срок службы. Котлы на жидком топливе могут прослужить до 20-30 лет.
  • Независимость от газовых или тепловых сетей. Дизельное отопление не требует подключения к газовой или тепловой магистрали, что обеспечивает большую свободу выбора места установки. Кроме того, такой котел не зависит от ограничений в потребляемой электроэнергии - в отличии от электрического котла.
  • Котлы обладают высоким уровнем автоматизации, включая автоматическую подачу топлива, что облегчает использование и обслуживание.
  • Установка без необходимости согласования с надзорными организациями - не требует предварительного разрешения вышестоящих надзорных органов, в отличие от газовых котлов, которые могут потребовать значительных затрат и формальностей.
  • Универсальность применения. Один котел может работать на нескольких видах жидкого топлива. Кроме того, с заменой типа горелки можно переключиться на газ. Это означает, что приобретая жидкотопливный котел, можно в будущем подключить его к централизованному газоснабжению.

Недостатки дизельных котлов

  • Высокая стоимость. Котловое оборудование и топливные емкости имеют солидную цену, что может отпугивать потенциальных покупателей. Кроме того, стоимость дизельного топлива ежегодно растет. Поэтому использование альтернативных видов топлива - более экономичнее выгоднее.
  • При работе горелки дизельного котла возникает ощутимый шум, который может снижать комфорт пребывания в тишине загородной местности.
  • Дизельные котлы требуют отдельного помещения, которое должно контролировать шум и купировать ароматические недостатки дизеля. Да, при работе агрегата есть запах нефтепродуктов.
  • Для работы дизельного котла требуется цистерна для топлива, которая должна обеспечить достаточное количество на несколько месяцев. А это - несколько тонн топлива. Цистерну необходимо зарыть в землю на достаточной глубине - ниже глубины промерзания. Кроме того, рекомендуется ее утепление и установка системы подогрева, так как дизельное топливо может загустеть при низких температурах.

Так, например, стандартная полиэтиленовая емкость, рассчитанная на 5000 л, весит 140 кг. Ее длина и ширина составляют соответственно 2,4 м и 1,8 м при высоте чуть меньше 2 м. Стоимость такой дизельной «дровницы» приближается к 50 000 руб.

Виды жидкого топлива

  • Дизель
  • Керосин
  • Легкая нефть
  • Отработанные масла двигателей и трансмиссий
  • Мазут

Каждый из этих видов топлива имеет свой химический состав, вязкость и теплотворность, что может влиять на производительность котлового оборудования. Иногда тот или иной вид может привести к необходимости внеплановой чистки котла. Поэтому нужно, чтобы приобретаемое топливо было чистым и не содержало примесей и влаги.

ВАЖНО! Разработаны специальные системы топливной подготовки, без применения которых котел работает заметно хуже на альтернативных видах топлива.

Какой запас топлива нужен для дизельного котла


Для определения необходимого запаса топлива, давайте ответим на вопрос: насколько качественно утеплен дом? Если утепление выполнено хорошо, то для полноценного отопления 1 квадратного метра требуется 5 киловатт установленной мощности.

Для упрощения расчетов предположим, что отапливаемая площадь дома не превышает 100 квадратных метров. Известно, что в среднестатистическом случае для генерации расхода в 10 киловатт в час потребуется 1 килограмм дизельного топлива. То есть для отопления потребуется 0,5 килограмма дизельного топлива в час, что составляет примерно 12-15 килограммов в сутки.

В зависимости от географической зоны, в которой установлен котел, его работа продолжается в течении разного количества времени. Предположим, что он работает с полной нагрузкой в течение 100 дней, а затем с половинной нагрузкой в течение 60.

Таким образом, получаем: 15 килограммов х 100 суток + 7,5 килограммов х 60 суток, что примерно составляет 2 тонны топлива.

Если речь идет о хорошо утепленном доме, то в российской реальности для отопления такого дома потребуется около 2500-3000 килограммов топлива.

Если вы планируете заполнять топливную цистерну один раз в год, вы можете приблизительно определить ее емкость. При этом, важно учесть сегодняшнюю цену дизельного топлива в вашем регионе, чтобы оценить годовой бюджет на отопление. Учитывая, что на автозаправках цена топлива устанавливается за один литр, для перевода из килограммов в литры необходимо умножить количество килограммов на коэффициент 1,16. Таким образом, упомянутые 3000 килограммов топлива займут примерно 3500 литров емкости.

Как устроен дизельный котел

Агрегат представляет собой единый корпус, в котором находятся основные компоненты (узлы). Это включает в себя:

  • Камера сгорания, где происходит сжигание топлива;
  • Горелка, которая может быть универсальной или предназначена для работы с жидким топливом, например, дизельным;
  • Теплообменник, который обеспечивает передачу тепловой энергии от горячих стенок котла к теплоносителю (чаще всего вода);
  • Система управления, которая контролирует работу котла и регулирует его параметры.

Иногда есть другие компоненты, такие как топливно-очистной фильтр, хотя он не являются прямым элементом теплогенератора.

Вода для отопления поступает в теплообменник, где она нагревается в коллекторах под воздействием температуры пламени горелки. Раскаленные стенки теплообменника передают свою тепловую энергию теплоносителю,- чаще всего вода.

Теплообменники могут быть изготовлены из чугуна или стали. Чугунные теплообменники не подвержены коррозии и хорошо работают при низких температурах. Однако они чувствительны к резким изменениям температуры и могут быть хрупкими, поэтому требуют осторожного обращения при транспортировке и установке.

Чугунные теплообменники достаточно тяжелы. Если они устанавливаются на заводе-производителе в корпусе котла, то может возникнуть проблема с транспортировкой в обычную котельную из-за их большого веса. Поэтому большинство таких конструкций доставляют отдельно и монтируют на месте установки котла. Например, котел Vitorond 200 от Viessmann, который состоит из чугунных сегментов, может быть легко пронесен через любую дверь. Сегменты в котельной собираются на месте с помощью прессового штампа.

Стальные теплообменники подвержены низкотемпературной коррозии, которая возникает из-за конденсации продуктов сгорания. Однако они заметно легче чугунных и монтируются в корпусе котла на заводе-изготовителе. Готовый к использованию агрегат приобретается уже полностью собранным.

Для обеспечения требуемого уровня распыления солярки в камере сгорания используется вентиляторная горелка. Топливная смесь воспламеняется встроенными электродами.

Горелки могут быть классифицированы следующим образом.

  • Монотопливные горелки, которые способны сжигать только жидкое топливо.
  • Универсальные горелки, которые могут работать на различных нефтепродуктах.

Система управления жидкотопливного котла

Использование дизельного топлива обладает жидкостными свойствами, что позволяет осуществить глубокую автоматизацию работы отопительного котла. Головной контроллер следит за всеми параметрами работы котла, особенно за характеристиками горелки. Он также контролирует количество подаваемого воздуха, подогрев топлива, температуру воздуха внутри и снаружи дома, а также температуру подаваемого топлива. Все это обеспечивается благодаря встроенным термостатам и внешним температурным датчикам, что обеспечивает полный контроль над работой системы.

Система безопасности теплогенератора оснащена датчиками, которые контролируют возможное избыточное давление, состояние факела и наличие теплоносителя в системе отопления. В некоторых лучших моделях котлов, автоматика обладает функцией самодиагностики всей системы, которая выводит текущую информацию на экран смартфона владельца.

Вывод

Если вам в ближайшем будущем “не светит” централизованное газоснабжение, в регионе отсутствуют надежные поставщики твердого топлива, электричество ограничено и дорого и есть возможность дешево покупать жидкое топливо, то дизельный котел - ваш вариант.

Во всех остальных случаях, покупка жидкотопливного агрегата - нецелесообразно по причине высокой стоимости оборудования, капризной эксплуатации и хранения самого топлива. Кроме того, наличие иностранных комплектующих существенно осложнит ремонт и замену комплектующих - также не стоит забывать про высокую стоимость всего того, что сейчас поступает в Россию благодаря схемам параллельного импорта.

И, наоборот, выбор отечественного твердотопливного агрегата - такого, как, например, котел "TKR" - это гарантия уверенности в завтрашнем дне.

  • Надежная "неубиваемая" конструкция
  • Простота эксплуатации
  • Реальная длительность горения до 7 суток на одной закладке
  • Экономия бюджета на покупке топлива
  • Экологичность
  • Никаких шумов и лишних запахов
  • Универсальность и "всеядность"
  • Полное отсутствие прогорания стенок и дна (вместо него жаропрочное бетонное основание)
  • Гарантия качества, проверенная Министерством Обороны РФ
  • Полноценная сервисная поддержка после покупки агрегата
  • Сделано в России - от А до Я
Все о котлах